Фермер Мария Коваль решила воевать с армией проверяющих и уверяет, что готова к проверкам. Но обоснованным, а не надуманным.
…То сообщение в соцсетях прозвучало как набат, заставив поволноваться всех, кто бросил уютные городские диваны и в благородных порывах импортозамещения занялся сельским хозяйством. Еще бы: одна из передовиков сыроваренного дела, фермер из старинного русского города Переславль-Залесский Мария Коваль, на весь сырный мир прокричала о нагрянувшей на ее мини-сыроварню прокурорской проверке как угрозе для бизнеса.
Словосочетание «прокурорская проверка» подействовало на фермеров как голодный волк на бедных поросят из известной сказки. Иные и вовсе заговорили о начале репрессий против бизнеса... А что же на самом деле произошло?
А КАКОЙ ТУТ ЗАПАХ! А ПЛЕСЕНЬ!
…У настоящего гурмана, истосковавшегося по санкционному сыру, в этом месте должна закружиться голова. Улыбчивая хозяйка сыроварни Мария Коваль с гордостью показывает мне творения рук своих: в чане крутится молоко, которое делает первый шаг в сырное бессмертие, белыми зернами укладываясь в нужную форму. В следующих комнатах на полках до самого потолка - полчища сырных кругляшей. От чеддера, который уже с полгода набирает авторитет, тонко пахнет грибами, созревшие качотта и скаморца дразнятся с потолка, рокфор готовится к приему 40 уколов в бока, дабы обрасти изнутри благородной голубой плесенью... А еще - рикотта, моцарелла, женовье, вейдер, левардне, кампомороне... До экскурсии сюда я и слов-то таких не знал.
- Вот здесь они тоже ходили, смотрели, проверяли, - улыбка исчезает с ее лица. - А потом - бац!.
К НАМ ПРИЕХАЛ РЕВИЗОР...
Этот «бац» стал полной неожиданностью для Марии: к ней на сыроварню приехали ревизоры - сотрудники местной прокуратуры, Роспотребнадзора и Россельхознадзора.
- Хотели проверить мой сыр на ГМО, - рассказывает Мария. - Такие проверки идут по всей стране, поэтому не удивилась: приходите, ищите, я же знаю, что ГМО у меня нет...
- Нашли ГМО?
- А они его и не искали, - пожимает она плечами. - Походили, посмотрели документы и уехали. Я и успокоилась.
Но через пару недель фермера вызвали в прокуратуру. «В результате получили два уведомления со штрафами по 1500 руб. и весьма интересное предупреждение в устной форме, что готовятся 4 акта со значительными штрафами... Друзья, как законно защититься?» - обратилась тогда за помощью через интернет Мария Коваль.
- А за что штрафы-то? Может, антисанитарию какую обнаружили?
- Да вы что?! - сыроварша возмущена моим вопросом. - Я ж репутацией и занятыми деньгами отвечаю за продукт, контроль у нас жесткий! Штраф наложили за мелочь, мол, нет «программы производственного контроля». Программа у меня на самом деле была, но немного не так составлена. И второе - я не сообщила в Роспотребнадзор о начале деятельности. Все регистрации есть, налоги платятся, мои сыры знают все начальники области, а Роспотребнадзор готов признать меня только через бумажку...
И молочные реки вышли из сырных берегов, вызвав бурное обсуждение на тему, как проверки мешают жить.
«ДЕШЕВЛЕ ЗАПЛАТИТЬ...»
«Задолбали! - писали гневные комментарии коллеги Коваль по импортозамещению. - Когда хотят, приезжают. Ведут себя как князьки, показывая, кто в доме хозяин». «Я однажды не выдержал, напомнил, что они на мои налоги существуют, - высказался еще один фермер. - Тут же намекнули, что давно налоговой проверки не было. Как представил, сколько времени на разборки угрохаю, со всем согласился...»
Однако единого фронта против ревизоров не вышло. «На фига она это сделала! - возмутились другие фермеры. - Инспекторы ведь как думают - потратил казенный бензин, оплаченное время, а вернулся с проверки ни с чем! Незачет! Поэтому всегда договариваемся: они находят мелочь тыщи на две, а меня потом год не трогают». «Маша, нарушения есть у всех, они стоят не так уж и дорого, - также не поддержал возмущения Коваль глава Ассоциации фермерских хозяйств Калужской области Александр Саяпин. - Чаще дешевле заплатить штрафы, чем все соблюдать... Юристы и время будут стоить дороже!»
- Так и есть, - почитал высказывания мой старый знакомый Дмитрий, за плечами которого - немалый опыт работы в одной из прокуратур. - Только не надо думать, что все проверяющие - звери какие-то. Нет. Но есть некая устоявшаяся логика: проверяющий не должен возвращаться с пустыми руками. Дали мне как-то стажера. Тот раз пять съездил на проверки и каждый раз - отчет: «Нарушений не обнаружено». Парень сам из деревенских, понимал, как тяжел этот труд. Поэтому на мелочь внимания не обращал. И вот вызывает меня начальство и говорит: стажер либо некомпетентен, раз найти ничего не может, либо на карман берет... Решили не портить ему биографию, выбрали первое и уволили...
ПО ЗАКОНУ ПРАВЫ. А ПО МОРАЛИ?
- Мария, а стоило ли на самом деле бунтовать? - спрашиваю.
- Стоило! - упрямо стоит на своем сыровар. - Тем более были намеки на еще более строгие проверки. Ведь, исполняя один закон, например о запрете ГМО, они нарушают другой - об освобождении малого бизнеса от проверок на три года!
- Но если вообще отказаться от проверок - к чему это приведет?
- Ни в коем случае! Наоборот - надо ужесточать!..
Я чуть сыром не подавился. А Мария продолжает:
- Ужесточать против тех, кто не пойми где и как продукты производит! Сделать такие законы, чтобы подпольное производство в принципе было невозможно! А нас-то зачем трогать? У меня открытое и честное производство. В моем случае явно же - придирки. Все документы на молоко были представлены, не хватало нескольких накладных и ветеринарок. Я ответила, что готова выслать недостающие документы, если требуется. Но возможности не дали.
«НАРУШЕНИЯ ЕСТЬ...»
В тех самых надзирающих органах клянутся, что все намеки на более крупное наказание за строптивость Коваль - всего лишь плод ее фантазии, что никакой угрозы для ее бизнеса не было. И по-прежнему стоят на своем - с точки зрения закона все было сделано правильно.
- Это не наша инициатива, проверка проводилась по заданию прокуратуры области, - показывает документ старший помощник прокурора Переславской межрайонной прокуратуры Ольга Гусакова. - Коваль везде указывает, что мы нарушили закон, запрещающий проверять малый бизнес в течении трех лет. Но он на органы прокуратуры не распространяется.
- Задача была именно ее проверить?
- «Организации, реализующие и производящие пищевую продукцию». Мы Коваль до этого не проверяли ни разу, почему бы и не проверить? Мы каждый раз выбираем новые объекты, чтобы не проверять одних и тех же. А то, что она знаменитая, - я об этом не знала.
- Как же так: пришли проверять ГМО, а проверили другое?
- Мы тоже на это имеем право. Если в ходе проверки попутно выявляются другие правонарушения, за этим следуют меры прокурорского реагирования.
- А если нет нарушений - вам будет взыскание?
- Какое взыскание? Составляется справка, что нарушений нет, и все.
- И премиальных не лишат?
- У нас не от этого работа зависит. - На лице старшего помощника не дрогнул ни один мускул.
- Марии можно успокоиться и дальше работать?
- Ну да, - пожимает она плечами. - Если, конечно, жалобы от населения на нее не поступят - эти случаи мы будем обязаны проверить...
«НЕ МЫ ЭТО ПРИДУМАЛИ»
- Это оскорбительно даже, что она могла такое написать! - замначальника территориального отдела Роспотребнадзора Галина Скрипка, кажется, возмущена, когда я цитирую ей запись Марии Коваль о намеках на штраф в 150 тысяч. - Сейчас вообще бизнес сразу обижается на любую проверку. Но они же все обоснованные. У нас они либо с прокуратурой, либо внеплановые, по жалобам населения, или же поручение правительства приходит...
И мне снова перечисляют нарушения Марии: не сообщила о начале деятельности...
- Но это же формальность. Бумажка.
- Да, формальность, - соглашается Скрипка. - Но это же законодательство, не мы его придумали...
- А ГМО-то нашли? - вспоминаю я основную цель визита государевых людей на производство.
- Ну мы и не делали лабораторные исследования, - отвечает она. - В документах не было написано «с проведением лабораторной проверки». Коваль документов нам тоже не предоставила, вот и было написано замечание.
- Странно выходит: государство ищет ГМО и успокаивается тем, что документов на эту тему нет...
- Почему успокаивается? На нее же было составлено...
…Госструктуры я покидал с чувством легкого недоумения. Все вроде по делу, и не поспоришь. Но ведь на сыроварню Коваль приходили-то в поисках ГМО. А есть оно там или нет - так и не выяснили. Но сети вернулись с «сопутствующим уловом». И зачем была устроена проверка на ГМО, если никто этого и не собирался проверять? Только лишний шум и пессимизм в рядах будущих предпринимателей.
А в Переславле тем временем уже обсуждают другую новость - арест мэра Дениса Кошурникова по делу о пропаже «миллиарда Чубайса». Его обвиняют в том, что он разрешил стройку завода медпрепаратов на территории нацпарка «<Плещеево озеро». В нарушение всех норм и законов. Заводи дела, труби о беззаконии!.. Однако местные депутаты, которых я обзвонил, так и не смогли припомнить ни одного прокурорского протеста по этому поводу...
«Немцы от наших норм со смеху катались»
Поговорить о нелепых требованиях проверяющих вызвался еще один революционер сырного дела в России, Олег Сирота.
- Да если я выполню все, что требует от меня закон, я натурально разорюсь, - смеется он. - Вот у меня в сырном погребе нет второго выхода...
- А зачем он?
- Никто не знает зачем, но я обязан по нормам сделать два выхода: в один заносить сыры, из другого - выносить... Когда немецким коллегам рассказал про это, их самих чуть выносить не пришлось - от смеха. И таких парадоксов - прорва! Загибай пальцы! Рабочий халат я не имею права стирать сам - должен заключить договор со специальной конторой. Обязан установить две душевые кабины - «Эм» и «Жо». Мы что, не можем по очереди помыться? И два туалета должен поставить... Для рабочих (нас всего пятеро!) я должен построить столовую площадью не менее 80 квадратов! И дважды в год зачем-то белить нержавеющую камеру... А, вот прекрасный момент: по российским нормам плесень - враг молочного производства, и я должен с ней бороться!.. Но как же я тогда должен делать сыр с плесенью?..
- Абсурд же...
- Ну да. Когда эти нормативы писались, не было мини-сыроварен, были большие заводы. Эти нормы - для них. Но они есть.
Татьяна ПЕТРИНА, глава Центра развития и культуры при администрации Переславского района:
Какие-то моменты противоречат здравому смыслу...
- Я не могу сказать, что у нас кошмарят бизнес. Вала жалоб мы не наблюдаем. Поэтому мы удивились этой проверке. Ну пришли проверять на ГМО - так и проверяйте. У Марии открытое производство, все вбелую, она открыта к сотрудничеству. Она у нас в прошлом году безвозмездный грант от района получила в 1 миллион рублей, а в этом уже налогов уплатила больше 140 тысяч рублей. Деньги возвращаются.
Другое дело, что, если все делать по закону, часто возникают вопросы. Недавно такое было: предприниматель собирается швейное производство развивать, для чего нужно выкупить муниципальное здание. Он взял его в аренду и хочет отремонтировать. Но если он это сделает, то здание на торгах (а сейчас все через торги) будет оценено в большую сумму. И платить он эту сумму будет только за то, что сам же вложил деньги в ремонт. Мало того - есть вероятность, что он этот конкурс еще и не выиграет. И он боится вкладывать... Кому от этого хорошо-то?
С точки зрения закона проверяющие правы, но какие-то моменты противоречат здравому смыслу. И поэтому всем нам хотелось бы, чтобы требования сопоставлялись с реальностью. Чтобы не придирались к отсутствию запятой. Проверяющие должны понять, что малый бизнес сегодня выживает, сложная обстановка. Ну не вела Мария должным образом какой-то журнал - скажите, как это может отразиться на качестве ее продукта? Хорошо, что у ярославского руководства хватило мудрости взять это шумное дело Марии Коваль на свой контроль.