Донские власти верят в запуск этого проблемного завода по глубокой переработке зерна, в который уже вложено 12,3 млрд рублей, и рассчитывают на него как на экспортера отечественного лизина. Эксперты предупреждают о возможном кризисе перепроизводства аминокислоты и советуют владельцам предприятия пересмотреть ассортимент
В сентябре-октябре продолжится строительство ООО «Донские биотехнологии» («Донбиотех») по глубокой переработке пшеницы, сообщил первый заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров, отвечая на вопрос «Эксперта Юг» на брифинге по случаю открытия форума «Интерагромаш». «Сейчас предприятие проходит технический аудит, который должен завершиться к осени. После этого строительство предприятия возобновится», — уточнил вице-губернатор.
По словам Гончарова, собственники предприятия (основной из которых — Россельхозбанк) усомнились в эффективности выбранной технологии переработки пшеницы в аминокислоту лизин. Понять правильность такого выбора нынешним владельцам «Донбиотеха» как раз и позволит аудит, который проводит «одна из западных компаний». Как следует из информации на сайте завода, в роли основного партнера по проекту выступает немецкая Evonik — «ведущая биотехнологическая компания мира, лидер в области специальных химических продуктов».
«В среде акционеров предприятия возникли внутрикорпоративные вопросы, в которые мы не имеем права вмешиваться», — отметил Гончаров. Он дал понять, что эти «вопросы» существенно тормозят процесс запуска завода.
«Сейчас делается все для того, чтобы сохранить имеющиеся на территории здания и оборудование, идёт ограждение периметра. Строительная готовность предприятия — довольно высокая. Помимо этого, выделяются средства на проектирование и строительство дороги для завода», — сообщил Виктор Гончаров.
ООО «Донские биотехнологии» в Волгодонске был, пожалуй, самым амбициозным проектом известного в регионе предпринимателя Вадима Варшавского. Заявленная перерабатывающая мощность — 250 тысяч тонн зерна пшеницы в год. Общий объём инвестиций — более 160 млн евро. Реализация проекта началась в 2010 году и, по первоначальному замыслу, должна бала завершиться в 2013-м. Но каждый год сроки переносились по разным причинам — от конфликтов с энергетическими монополиями до финансового кризиса, который привёл к удорожанию проекта: в рублёвом эквиваленте объём инвестиций вырос с 8 млрд рублей до 15 млрд рублей.
В 2014 году Россельхозбанк открыл ООО «Донбиотех» кредитную линию в размере 167 млн евро «на создание высокотехнологичного производственного комплекса, ввод в эксплуатацию которого планируется в конце 2017 года» (цитата по пресс-релизу РСХБ). В декабре 2017 года представители инвестора заявили о создании для завода современных очистных сооружений и о запуске производства в 2018-м. Через несколько месяцев, 22 марта 2018 года, предприниматель и бывший депутат Госдумы от Ростовской области Варшавский был арестован. Он, но версии следствия, присвоил крупную сумму — около 2,8 млрд рублей. В конце 2018 года Варшавскому изменили меру пресечения на домашний арест. По словам его помощницы Юлии Хесиной, предприниматель был госпитализирован в тяжелом состоянии из-за обострения сахарного диабета.
13 декабря гендиректор ООО «Донские биотехнологии» Вадим Варшавский обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к компании (обеспечение имущественных интересов). В тот же день «Донбиотех» направил в областной арбитраж аналогичный иск в адрес кипрского оффшора «Русферм лимитед», во владении которого находятся 95% уставного капитала предприятия. Еще 5% «Донбиотеха» принадлежит ООО «РСХБ-Финанс».
По данным минсельхозпрода Дона, из заявленных по проекту 15 млрд рублей «освоено 12,3 млрд рублей». Таким образом, для полной реализации проекта необходимы еще 2,7 млрд рублей. По предварительной оценке министерства, только на завершение строительства «Донбиотеха» потребуется 1,5 млрд рублей.
Замминистра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Ольга Миронова сообщила «Эксперту Юг», что строительная готовность «Донбиотеха» составляет сейчас 85%. «Этот проект по переработке 250 тысяч тонн пшеницы в год и ежегодному выпуску около 95 тысяч тонн лизина Ростовской области необходим», — подчеркнула Миронова. Она добавила, что также они серьезно рассчитывают на расширение мощностей завода «Амилко» (в Миллерово) по глубокой переработке зерна кукурузы: к 2020 году здесь планируют увеличить мощности с 250 тыс. тонн в год до 400 тыс. тонн в год.
«Мы ищем новых инвесторов для развития глубокой переработки. Те объемы, которые перерабатывает “Амилко” и которые планируются на “Донбиотехе”, для региона недостаточны (для увеличения объемов несырьевого экспорта в рамках реализации соответствующего нацпроекта). Таким мощностей должно быть, минимум, вдвое больше», — считает Виктор Гончаров.
По мнению Николая Попивненко, главы фермерского хозяйства «Аврора» из Матвеево-Курганского района, запуск «Донбиотеха» снизит зависимость региона от зернового экспорта, позволит разгрузить Азовский и Таганрогский порты, куда сейчас везут сельхозпродукцию хозяйства со всего региона, и стабилизирует рынок. «Отдалённым хозяйствам приходится нести серьёзные накладные расходы на транспортировке зерна в порты. Запуск в Ростовской области глубокой переработки для производства аминокислот, отрубей и другой конкурентоспособной продукции обеспечит аграриям стабильный сбыт сырья по хорошим ценам и без лишних накладных расходов», — говорит фермер.
«Сейчас в России есть два действующих предприятия по глубокой переработке зерна (пшеницы), — говорит президент ассоциации Роскрахмалпатока Олег Радин. — Одно занимает около 50% рынка (Завод премиксов № 1) лизина и планирует занять 60%, второе — 10% и планирует выход на 30% (“АминоСиба”). По сути, после выхода этих заводов на запланированные мощности внутренние потребности в лизине будут закрыты. Новому предприятию логичнее ориентироваться не на лизин, а на треонин, триптофан и другие продукты глубокой переработки зерновых, которые пока на все 100% импортируются, а также развивать экспорт».
Аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев напомнил, что в советское время страна полностью обеспечивала себя лизином, но в 90-е годы производство было фактически утрачено, Россия целиком зависела от импорта. «В стране идёт постепенное замещение зарубежных поставок импортозамещающими продуктами глубокой переработки зерновых. Спрос на них постоянно растёт, в среднем на 10–15% в год», — уверен аналитик. Он согласен с тем, что у отечественного лизина (в том числе и донского) могут быть хорошие экспортные перспективы, если предприятия смогут предложить зарубежным рынкам конкурентоспособный по качеству и цене продукт.