Вечером 3 ноября агрохолдинг Trigon Agri сообщил, что подписал рамочное соглашение о продаже активов в Ростовской области кипрской Ellania Business. Таким образом, Trigon Agri намерена «сделать первый шаг» для снижения долга и концентрации усилий на более прибыльном производстве на Украине, приводятся в заявлении компании слова ее председателя совета директоров Йоакима Хелениуса. Чистый долг Trigon Agri на 30 июня, согласно отчетности за первое полугодие 2015 г., составлял 64,5 млн евро при выручке в 31,8 млн евро (-26% год к году) и чистой прибыли в 2,5 млн евро против 6,2 млн годом ранее.
Ранее, в конце октября, на выставке «Интерагро комплекс – 2015» финансовый директор «Трайгон фарминга» и «Трайгон экспорта» (структуры Trigon Agri) Светлана Омельченко заявила об уходе агрохолдинга из России, «потому что там невозможно работать» (цитата по порталу infoindustria.com.ua).
О покупателе ничего не известно: на 4 ноября 2015 г. в торговом реестре Кипра компания с таким названием не зарегистрирована.
Созданная в 2006 г. Trigon Agri вышла на российский рынок в 2008 г., организовав два агрокластера близ Пензы и Самары, сказано на сайте холдинга. Позднее к ним добавились активы в Ставропольском крае. Землю в Ростовской области компания получила в 2012 г., обменяв ее на самарский и ставропольский кластеры.
Сложности у Trigon Agri начались в 2014 г. по мере приближения погашения выпущенных в 2011 г. облигаций на 350 млн шведских крон. Основная причина, как говорилось в февральской презентации для инвесторов, – девальвация рубля и гривны. Тогда компания сумела договориться с держателями бумаг и перенесла сроки погашения долга с июня 2015 г. на август 2017 г., пообещав «продолжить стратегию изъятия капитала в России и Эстонии». В том же 2014 году Trigon Agri продала за 7,5 млн евро активы в Пензенской области, включая 36 000 га земли. На конец июня 2015 г. под управлением и в собственности Trigon Agri было 140 200 га сельхозугодий, в том числе 93 500 га в России.
В Ростовской области Trigon Agri владеет 78 000 га, а еще около 2000 га – в аренде, на этих землях компания выращивает зерновые (см. также врез), следует из ее отчета за первое полугодие 2015 г.
От продажи ростовских активов Trigon Agri рассчитывает выручить до 25 млн евро, согласно ее заявлению, больше половины этой суммы – 14,5 млн евро – компания намерена выручить от продажи земли и недвижимости. Остальное Trigon Agri планирует получить от продажи техники и оборудования, они будут реализованы отдельно по рыночной цене, уточняется в сообщении.
Все же заработать на продаже этого подразделения у Trigon Agri не получится: на 30 июня 2015 г. балансовая стоимость земли и недвижимости в Ростовской области составила 57,3 млн евро, сказано в сообщении; таким образом, по предварительным подсчетам, по итогам III квартала компания зафиксирует убыток в 42,8 млн евро от переоценки стоимости этих активов и курсовых разниц.
Trigon Agri рассчитывает закрыть сделку не позднее 28 августа 2016 г.
Судя по отчету Trigon Agri за 2014 г., бизнес в России действительно малоэффективен: в 2014 г. здесь из 80 000 га в обработке было только 21 000 га, на них произведено 69 476 т зерна. В то же время украинский бизнес принес более чем вдвое больший урожай (145 311 т) на вдвое меньшей площади (47 000 га). Компания выбрала не самое удачное место в Ростовской области для выращивания зерновых, считает владелец крупной компании, работающей в отрасли. По мнению топ-менеджера другой компании, которая также работает в этом регионе, Trigon Agri будет сложно продать землю на юге по такой цене.
Изначально Trigon Agri приобрела земли в Ростовской области, которые предполагали инвестиции в систему мелиорации, заметил представитель компании. В текущих реалиях такие инвестиции для компании невозможны, поэтому она обрабатывала только там, где можно было обойтись без систем орошения.
Таким образом, единственный российский актив, который останется у Trigon Agri после продажи ростовских ферм, – молочное хозяйство в Ленинградской области. По словам представителя компании, и этот «высоко успешный бизнес» она намерена продать «по справедливой цене». В январе – июне 2015 г. доля молочного направления в выручке компании составляла менее 11%, следует из ее отчета. Сколько из них дало российское хозяйство, в документе не указано, но с апреля эстонский молочный бизнес компания больше не консолидирует в своих результатах.