Россия бьет рекорды по экспорту рапса. В сезоне 2016/17 за границу было отгружено 78,7 тыс тонн, а в сезоне 2017/18 уже 224,3 тыс тонн (прогнозные данные). Поставки этой масличной культуры за рубеж в первом квартале 2018 года выросли почти в 4 раза. По данным ФТС за первый квартал 2018 года, только в Китай было экспортировано 18,4 тыс. тонн семян рапса на сумму $8,4 млн, что составляет 46% от всего объема. Его также закупают Монголия, Белоруссия, Непал, Германия, Бангладеш. Экспорт рапсового масла за первый квартал вырос на 38% до 81 тыс. тонн.
С начала 2017/18 сезона (июль-апрель) производство рапсового масла в России выросло на 20% до 318,2 тыс. тонн против 267,6 тыс. тонн за аналогичный период прошлого года. Кроме того, объем производства рапсового масла за десять месяцев 2017/18 МГ уже на 4% больше, чем за весь 2016/17 МГ. В апреле текущего года в России произведено 37,7 тыс. тонн рапсового масла против 27,5 тыс. тонн в прошлом месяце и 30,5 тыс. тонн в апреле прошлого года. Стоит отметить, что ежемесячные объемы выпуска рапсового масла стабильно превосходят аналогичные показатели предыдущего сезона, за исключением января. Этому способствовало увеличение урожая рапса в 2017 году.
Валовый сбор семян рапса в 2017 году составил 1,5 млн тонн на сумму 47,3 млрд рублей, лидерами считаются Ставропольский край, Тульская и Омская области. В 2016 году цены на рапс составляли более 22 тыс. рублей за 1 тонну, а в прошлом году они снизились до 20 тыс. рублей за 1 тонну, отмечают в ООО "Агриконсалт".
По прогнозам специалистов компании "АБ-Центр", мировые цены на рапсовое масло будут восстанавливаться в связи с ростом цен на нефть. Так, средний уровень цен на нефть в 2017 году по отношению к 2016 году вырос на 21,4%. Мировые цены на рапсовое масло также частично восстановили свои позиции, но не столь ощутимо — всего на 5,3%. Более значительному росту цен во многом препятствовал рекордный мировой урожай семян рапса, который в 2017 году составил 73,1 млн тонн, поясняет глава "АБ-Центра" Алексей Плугов. Объем рынка за минувший год оценивается в $29 млрд.
Михаил Мальцев, исполнительный директор Масложирового союза России, считает, что при планах довести экспорт масложировой продукции к 2024 году до $8,6 млрд отрасли придется в срочном порядке сбалансировать условия ведения бизнеса для производителей и переработчиков масличных.
«Россия имеет огромный потенциал и возможности для увеличения объема производства рапсового масла. Этому способствует ежегодный рост мирового потребления растительных масел в целом, и рапсового масла в том числе. Так, если в начале «нулевых» объем мирового производства рапсового масла составлял порядка 14 млн тонн, в текущем сезоне он достиг около 29 млн тонн. Есть понимание, что такая динамика будет продолжена и в дальнейшие сезоны.
Российские производители рапсового масла ориентированы, главным образом, на увеличение доли присутствия на внешних рынках, так как внутренние объемы потребления этого продукта незначительные, (в России не сложилась культура потребления рапсового масла). Однако наша страна имеет серьезный потенциал, чтобы заявить о себе на международном рынке как о ключевом поставщике не ГМО рапсового масла», - считает эксперт.
На руку российским производителям рапсового масла может сыграть ситуация сложившаяся на текущий момент в Европе. Продолжительная засуха серьезно изменила планы на урожай этой культуры, так общий урожай в ЕС переоценен в 21,8 млн тонн. В своем первом майском прогнозе аналитики USDA ожидали, что производство рапса в Евросоюзе составит 22,4 млн тонн.
«При текущей ситуации стоит учитывать страновую специфику: рапсовое масло экспортируется в Европу (большая доля из этого объема уходит в Норвегию), а экспорт семян рапса направляется на Восток (Китай, Монголию, Бангладеш и тд). Стоит отметить, если страны Востока, главным образом Китай, пересмотрят свою таможенно-тарифную политику, Россия сможет увеличить объем поставок продуктов переработки рапса, что для нас является безусловным приоритетом.
Сегодня ввозная пошлина на растительные масла в Китай составляет 9% для нерафинированных масел и 17% для рафинированных масел. При условии достижения договоренности РФ с Китаем о преференциях для масла российского происхождения мы сможем получить дополнительные преимущества. Это особенно актуально на этапе интенсивного наращивания торговых связей, тем более что у Украины они уже налажены» - считает Михаил Мальцев.
По словам эксперта, в целом, по данной культуре наша страна имеет стратегию по наращиванию объемов производства и укреплению позиций на международных рынках. К 2024 году планируется увеличение посевных площадей до 2,5 млн га, сегодня под рапс отведено немногим более 1 млн гектаров посевных площадей. Что позволит увеличить валовый сбор семян, и как результат - нарастить объем производства рапсового масла к 2024 году до 1,6 млн тонн, что почти в 2,5 раза больше текущего объема. Именно на такие результаты сегодня ориентирована отрасль.
Но добиться таких показателей возможно при условии, если будет комплексно решен вопрос сырья. В текущем сезоне ситуация существенно усугубилась - объем экспорта семян рапса вырос почти в три раза: согласно прогнозам по итогам сезона 2017/18 этот он превысит 224 тыс. тонн, тогда как сезоном ранее объем экспорта ограничился 78 тыс. тонн.
Дефицит сырья негативно сказывается на экономике перерабатывающего сектора – уже несколько сезонов подряд российские МЭЗы обеспечены сырьем всего на 60%. На фоне низкой загрузки перерабатывающих мощностей и высоких экспортных цен переработчики вынуждены закупать масличные выше их себестоимости, балансируя на грани маржинальности.
«В ближайшей перспективе необходимо выработать комплекс защитных мер для решения вопроса ценового диспаритета сельхозсырья и продуктов его переработки. Как одна из мер, позволяющая решить данный вопрос без нарушений требований ВТО, – введение дифференцированного возмещения НДС при экспорте товаров. Такая система давно действует в КНР. Особенностью китайской практики возврата НДС при экспорте является гибкие ставки на различные виды товаров, устанавливаемые Государственным советом КНР, которые могут быть пересмотрены в любое время. Льготная ставка НДС при экспорте "ноль", по сути, является мерой поддержки, стимулирующей экспорт. Меняя размер ставки НДС, государство влияет на привлекательность экспорта того или иного товара. Таким образом, льготы получают только те товары, в стимулировании экспорта которых государство заинтересовано» - резюмирует, исполнительный директор Масложирового союза России.