Мощные ливни на Кубани и экстремальная засуха на Урале и Поволжье летом 2021 года лишили урожая местных фермеров. Потери связаны с тем, что дренажное оборудование устарело или вообще не было установлено, поэтому ликвидировать последствия удара стихии было невозможно.
Александр Шипулин занимается фермерством на Кубани уже 25 лет. Этим летом его урожай буквально смыло из-за паводка.
«В Анапе и на побережье Азовского моря полегли под ливнями виноградники и полопались, недозрев, ягоды. Затопило поля, и мы остались без собранных стогов сена для прокорма сельхозживотных на зиму. Это значит, что животным придется закупать корм, труд людей – насмарку. Виноград на производство не поступит. Убытки колоссальные», — признается председатель кубанского совета Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов России (АККОР).
Решить проблему поможет реконструкция системы водоотвода. «Нужен капитальный ремонт или создание новых систем, и на все это нужны деньги», — подчеркнул Александр. По его словам, систематически фермерским хозяйствам государство не помогает. Получать минимальную помощь удается только после обращений в общественные организации.
Если в Краснодарском крае урожай уничтожили мощные ливни, то на Урале, Поволжье, в Удмуртии, Астраханской, Оренбургской, Воронежской областях и Татарстане – засуха.
Как сообщили «Газете.Ru» в Минсельхозе, ведомство выделяет средства на реконструкцию и модернизацию мелиоративных систем, а также возмещает средства за потерянный урожай.
«Эффективность использования земель после мелиорации возрастает, при регулярном поливе урожайность увеличивается в среднем более чем в три раза, а производительность труда – в 2-3 раза. Ежегодная поддержка отрасли составляет порядка 26 млрд рублей из федерального бюджета. В текущем году планируется реконструкция 106 и ввод в эксплуатацию 56 мелиоративных объектов федеральной собственности», — отметили в ведомстве.
Кроме того, в следующем году министерство запускает новую программу, рассчитанную на 9 лет. В ее рамках 13,2 млн га сельхозземель по всей стране планируется сделать пригодными для посева с помощью мелиорации – увлажнения и улучшения почвы.
Системы мелиорации нужны не только для подготовки новых полей. Они, в первую очередь, нужны фермерам, которые уже что-то выращивают, чтобы отвести воду в случае подтоплений или поливать посевы в жару.
Спасти утраченный урожай невозможно, а защитить на будущее – реально с помощью орошения и осушения земель, высадки защитных лесополос, повышения плодородия почв. Для всего этого и нужны мелиоративные системы, отмечает глава Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда.
К примеру, в Астраханской области нужен комплекс мер для борьбы с засухой, в Калининградской – для отвода и откачки воды, в других местах – для предотвращения осыпания почв. И для глобального решения проблем фермеров нужны государственные программы поддержки аграриев, убеждена эксперт.
Пока не хватает субсидий от государства, сельскому хозяйству косвенно помогают граждане, которые покупают продукт по цене, превышающей рыночную.
Без мелиорации не может обойтись почти ни один регион, кроме части Северного Кавказа и Алтайского края. В Волгоградской области, Саратовской, на Поволжье мелиорация нужна как условие производства, без учета прихотей погоды, отмечает экс-замминистра сельского хозяйства РФ и доктор экономических наук Леонид Холод.
«Проблема мелиорации – глобальная по стране. И без поддержки на федеральном уровне ее не решить. Сельское хозяйство развивается, наращивает мощность, и мелиорация – это элемент интенсификации всех этапов производства продукции от полей до потребителя», — подчеркнул собеседник «Газеты.Ru».
Фермерам нужна специфическая техника, а также субсидии и кредиты на ее приобретение.
«У нас существует федеральная программа лизинга оросительной техники. Для удовлетворения потребностей фермеров должна быть еще система стимулирования кредитования для приобретения сельхозтехники без лизинга. А то, что касается отвода воды, ремонта мелиоративных систем – это, безусловно, государственная задача. И перед этим министерству нужно раззонировать целесообразное производство и помогать частным фермерам согласно их конкретному запросу. Пока поддержка дифференцируется по условиям, которые отличаются для мелких предприятий и крупных. Никто точно не скажет, сколько нужно выделить для решения проблем. Но аграрии теряют миллионы», — пояснил Холод.
Аграриям в связи с природными катаклизмами необходима еще и страховая система, при которой они смогут легко возместить потери, отмечает Наталья Шагайда.
«Пока в России эта система очень слабая, и надежд на получение возмещения мало. Это одна из причин, почему страхуют мало. Нужен охват, чтобы была дешевая страховка — его нет, так как нет опыта, что можно легко получить возмещением. Нет хорошей практики — нет охвата. И это хождение по кругу», — заключила она.